«Познавательное развитие» в младшей группе
Тема: «Аквариум и его обитатели».
Цель: Познакомить и расширить представления детей о том, что в аквариуме живут рыбы, улитки, растения;
Задачи:
Закрепить знания детей о функциях рыб, назначении аквариумных растений (рыбы плавают, улитки ползают, чистят стенки аквариума, растения растут, украшают аквариум, служат некоторым рыбам едой или убежищем)
Развивать чувство сопереживания и эмоциональной отзывчивости к обитателям аквариума.
Расширить словарный запас детей.
Воспитывать интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней.
Материал и оборудование: аквариум в уголке природы, модель рыбы, пластилин, дощечка для лепки, стеки, запись музыки "звуки моря", мольберт.
Ход занятия: (дети сидят полукругом перед столом ,на котором находиться аквариум накрытый платком, у нас аквариум прикручен к стене и рядом мольберт с магнитами для показа фотографий рыб )
Воспитатель:- Ребята, попробуйте отгадать мою загадку:
- Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы ( Аквариум)
(ответы детей)
Воспитатель:- Правильно, аквариум, а какие жильцы живут в аквариуме ( Рыбы, улитки)
-Давайте познакомимся с рыбами и рассмотрим, что есть у рыб.
Игра "Аквариум и его жители"
(воспитатель читает стихотворение про рыбок и обращает внимание детей на этих рыбок)
1. К нам из сказки приплыла,
Там царицою была,
Рыбка эта не простая-
Рыбка эта- золотая
Длинный острый хвостик носит
И зовется ( меченосец)
2. Рыбу хищную с усами
Называем мы ...(гурами)
3. У кого под камнем домик?
Он усатый, пестрый (сомик)
4.Как месяц серебристый и грустная на вид,
Загадочная рыбка в аквариуме сидит (скалярия)
5. Красиво в стеклянном доме,
Все рыбки – как на экране,
Но рыбка по имени (Гуппи)
Мечтает об океане!
Воспитатель: - Рыбами мы полюбовались, а теперь посмотрим и назовем, что есть у рыб и зачем это им нужно:
( обращает внимание детей на модель рыбки)
- Тело у рыб овальной формы
- Плавники на спинке и брюшке ( помогают рыбкам плавать в воде)
- Хвост( помогает плыть, рулить и поворачивать)
- Глаза ( рыбы спят с открытыми глазами, потому что нет век)
- Рот( чтобы питаться)
- Жабры (с помощью их рыбы дышат под водой) /
- Тело покрыто чешуйками.
Воспитатель: - Давайте посмотрим, ребята, а кто еще живет вместе с рыбами в аквариуме ,показываем картинки улиток и растений и ракушек, также можно показать наглядно ракушки( ответы детей)
Правильно - это улитки, ракушки, аквариумные растения.
Воспитатель: Как выдумаете, рыбки, улитки они живые или нет? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, рыбки и улитки живые существа.
- В какой воде им хотелось бы жить? (ответы детей)
Воспитатель: В чистой воде. Знаете, ребята, аквариумные растения также нужны аквариуму, для красоты, для выделение кислорода, а некоторые рыбы спрячутся там и могут полакомиться травинками. Кушают рыбы специальный корм который продается в зоомагазинах. Ну что ребятки устали? Давайте мы подвигаемся.
Физминутка: «Пять маленьких рыбок»
Пять маленьких рыбок ныряли в реке
(имитация рыб).
Лежало большое бревно на песке
(развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко
(имитация ныряния).
Вторая сказала:- ведь здесь глубоко
(грозят указательным пальцем).
Третья сказала:- мне хочется спать
(руки лодочкой под ухо).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать
(потереть кистями плечи).
Пятая крикнула:- здесь крокодил
(руками имитируют пасть крокодила).
Плывите скорее, чтоб не проглотил
(убегают).
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, у нас есть рыбки ,но они почему то, без чешуи. Давайте мы их украсим.
( На столе рыбки и рядом пластилин. Скатываем маленькие шарики и прижимаем пальчиком на тело рыбки), ( во время лепки мы включаем музыку шум моря).
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Ваши рыбки очень красивые и обязательно понравятся нашим обитателям аквариума.
Сегодня мы с вами познакомились с обитателями аквариума, узнали что рыбки любят чистую воду, специальный корм. Обитатели аквариума живые и им нужно наше внимание, а взамен они будут радовать нас своей красотой.