Проект для детей первоймладшей группы «Веселый огород».
1. Аннотация проекта
Типпроекта: познавательный.
Вид проекта: исследовательский.
Участники проекта: дети I младшей группы,воспитатель группы, родители.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа –подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта:
• Цикл познавательных занятий по изучениюовощей.
• Цикл занятий по художественно – эстетическомуразвитию. •Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностейвыращивания овощей и цветов. • Презентация проекта «Веселый огород».
Продолжительность проекта: 3 месяца.
Дальнейшее развитие проекта: проектнаяорганизация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новыхогородных культур.
2. Значимости проекта
Актуальность проекта: Многие родители,имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнетвызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением,видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависитот того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник можетпонять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы,научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего«лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствоватьи ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского,социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любятдействовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия снаблюдениями за результатами. Практической деятельностью являетсянепосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильномутруду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, какответственность за выполнение поручения, за полученный результат,обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обученияребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольноговозраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, гдеони растут, о необходимых условиях их роста, их интерес кпознавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобыудовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности исамостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательскойдеятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можноосуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского садаразличные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
3. Цель проекта
Цель проекта: расширить представлениядетей об овощных культурах и цветах; развивать у детей потребности ухода заогородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечь родителей в совместнуюисследовательскую деятельность.
Задачипроекта:
• Формировать у детей знания о росте ипотребности растений;
•Формировать у детей представления об условиях роста растений( земля, вода,воздух, свет, тепло);
• Формировать умения наблюдать, ухаживать заогородными культурами;
• Учить ребенка оформлять результаты наблюдений(календарь жизни культур);
• Развивать любознательность, интерес кисследовательской деятельности, экспериментированию;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение крастениям;
• Формировать партнерские взаимоотношения междупедагогом, детьми и родителями.
4. Методология проекта
Основныеэтапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительныйэтап.
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний орастениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Составление плана работы с детьми иродителями.
•Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Разработка конспекта занятий, презентаций попланируемой теме.
• Организация предметно – развивающей среды потеме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельностьдетей:
• Рассматривание иллюстративного материала потеме проекта.
Взаимодействиес семьей.
• Сбор необходимого материала для созданияогорода.
• Совместное обсуждение мероприятий повыполнению проекта.
Практическаяработа.
Деятельностьпедагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды потеме.
• Подготовка информации для родительскихуголков.
• Организация конкурсов, развлечений, выставок.
• Создание презентаций для занятий по темам: «УЛуки и Лукерьи», «Мир растений», «Загадки об овощах».
Деятельностьдетей:
• Посадка семян в землю.
• Уход за растениями.
• Выполнение заданий самостоятельныхнаблюдениях.
• Подготовка атрибутов, костюмов дляразвлечений.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
Совместнаядеятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детскойхудожественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности наэкологическую тематику.
• Работа дневником наблюдения.
• Просмотр фильмов о растениях.
• Сбор коллекций семян.
• Рассматривание дидактических картинок,иллюстраций об овощах, травах.
• Труд в огороде.
Подведениеитогов.
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализпроделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
Деятельностьдетей:
• Участиев итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в презентации проекта «Веселый огород»
Распространениеопыта.
• Ознакомление педагогов СПДС с удачновыполненной работой.
• Оформление альбомов, буклетов, фотовыставокдля родителей. Мероприятия по реализациипроекта:
• «Что такое «Веселый огород»
• «У Луки и Лукерьи»
• «Растения – это жизнь»
• «Семена»
• «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
2.Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»
• «Рост и развитие растений»
• «Земля, какая она?»
• «Вода и росток»
• «Солнце и росток»
• «Проращивание семян».
3.Социально – коммуникативная деятельность:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за овощнымикультурами в «огороде».
4.Коммуникативная деятельность.Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Мир овощей», «Семена»,«Первые всходы».
5.Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесныймешочек».
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображениемразличных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
6.Художественно-эстетическая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок «В огороде я росту»
• Изготовление табличек-указателей с названиемрастений и первых восходов.
• Рисование «Лук от всех недуг»
• Лепка «Овощи большие и маленькие»,
• Аппликация «Лук - лучок».
7. Речь и речевое общение. Коммуникативнаядеятельность.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки»,«Пых»
• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базарапришла»
• Рассказ детей по теме: «Дачный огород убабушки»
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословици поговорок об овощах.
8. Заполнение дневника наблюдений.
9. Оформление альбома «Наш первый огород».
10. Консультация для родителей «Приучениеребенка к помощи».
Ресурсноеобеспечение.
1. Подборка методической и художественнойлитературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспектызанятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т.д.
4. Технические средства: компьютер, музыкальныйцентр, фотоаппарат и.т.д.
Предполагаемое распределение ролей в проектнойгруппе:
Воспитатель: занимается подбором нужногоматериала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективноразвивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, ипривлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы изнаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности,занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.
Родители: приобрели землю, семена, материал дляухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещенияв группе.
Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствиематериальных ресурсов, стихийные бедствия и другие непредвиденныеобстоятельства. 5. Рабочий план реализации проекта
Этапы реализации проекта
1) Подготовительный
1. Определение цели и задач проекта.
2. Анализ имеющихся условий в группе, детскомсаду.
3. Сбор информационного материала о растениях(загадки, поговорки, стихотворения)
4. Разработка комплексно - тематического планаработы
5. Создание условий для организации работы в «Веселогоогорода»
2) Основной
1. Рассматривание семян (укропа, огурца,помидора) посадка семян и лука.
2. Исследовательская и практическая деятельностьдетей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка,полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• Наблюдение за растениями и опыты с последующимрассматривании и фиксации рисунков и схем.
3. Отражение результата
через художественно-творческую деятельность.
3) Заключительный
1. Анализ полученных результатов.
2. Составление фотоальбома «Наш зеленый огород».
3. Презентация проекта «Веселый огород» взаключении конкурса.
4. Изготовление стенгазеты «Наши будни в детскомсаду».
6. Ожидаемые результаты, механизм мониторинга иоценки результатов проекта
Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы,зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук,горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес крастениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают многоинтересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые дляих роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностьюявляется непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение кпосильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие такихкачеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат,обязательность, целеустремленность. Для понимания результатов нашейпрактической работы мы провели диагностику по изучению интереса кисследовательской и практической деятельности по изучению особенностейвыращивания растений в «огороде на окне». Диагностическое исследованиепроводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей,участвующих в работе проекта. Результаты наблюдений и беседы с детьми поосновным показателям и критериям диагностики мы заносили в таблицу. Качествоосновных показателей мы оценивали по трём уровням: высокий, средний, низкий. Заитоговый уровень брали средний результат качества. Полученные результатыобрабатывали и рассчитывали в процентном соотношении.
Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательскойдеятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 2-3 растения, ихосновные части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешнихпризнаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением ипотребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать вуходе за растениями.
Средний уровень: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям.Испытывает затруднения в определении названий растений, а так же затрудняетсяопределить части растений. Связи между растениями и его потребностямисамостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особогожелания не проявляет.
Низкий уровень: Ребенок не знает названия растений. Не испытываетинтереса к растениям. Представления об особенностях строения растений, условияхего роста неустойчивы. Желания, ухаживать за растениями, нет.
Результаты повторной диагностики, как мы иожидали, были выше в среднем на 21 %, что позволило нам сделать вывод о том,что уровень интереса детей I младшей группы к исследовательской деятельности впознании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения,познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями и дажеучить и объяснять родителям как правильно это делать.
7. Перспективы дальнейшего развития проекта
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшемнеобходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формироватьэстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки,поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интереск исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно итворчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект впоследующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширилисьпредставления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимыхдля роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красотевыращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать,стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать срастениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели,родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Полученныйнами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных образовательныхучреждений. Развитие проекта и обновление материально-технической базыпредполагается за счёт привлечение внебюджетных средств, родительской,спонсорской помощи.
Список литературы:
1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения иэксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.
2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором яживу», М.: 2006 г.215 с.
3. Николаева С.Н. «Воспитание экологическойкультуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа»,1995 г.187 с.
4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М.«Корифей», 2006 г.94 с.
5. А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова,Ю.А.Акимова, И.К.Белова «Здравствуймир», 2006г. 36с.